К основному контенту

Бронзовый миротворец

Сегодня исполняется 170 лет со дня рождения российского императора Александра III.
Что мы знаем о нем? Не так уж и много.
Хороший семьянин.
Миротворец. При нем Россия впервые не вела никаких войн.
Автор бессмертной фразы: «У России только два союзника — армия и флот».
Судя по фото Александр был еще и франтом. Вот собственно и всё.
А для желающих узнать больше есть приятный сюрприз. В библиотеку поступил новый номер журнала «Родина», полностью посвященный эпохе правления АлександраIII. Дайджест самых интересных статей из него будет опубликован в ближайшее время.
Сегодня же мы хотим рассказать об Александре, отлитом в бронзе. А именно — о памятнике царю-миротворцу в Санкт-Петербурге, оставившем своеобразный след в русской литературе.
Установка памятника Александру Третьему была инициирована Николаем Вторым и членами царской семьи. Предпочтение было отдано модели скульптора Павла Петровича Трубецкого.
Позировал для памятника императору фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с императором. Для фигуры лошади был выбран скакун породы першерон — тяжеловесный и массивный, как раз под стать фигуре императора.
Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру АлександраIII - в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня - на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент был сделан по проекту архитектора Шехтеля Федора Осиповича из валаамского красного гранита.
На лицевой стороне постамента памятника в Санкт-Петербурге выбили надпись: «Императору Александру III державному основателю Великаго Сибирскаго пути».
Торжественное открытие памятника Александру Третьему состоялось 23 мая (5 июня) 1909 года.
Петербуржцы довольно неоднозначно отнеслись к памятнику Александру Третьему. По их мнению, изображение императора грузно сидящим на тяжелом коне являлось насмешкой над Российским самодержавием. И, действительно, в таком образе нет ничего героического, великодержавного и помпезного. Нет того, к чему привыкла публика. Нет грации и мощи всеми любимого «Медного всадника».
Неоднозначное отношение к памятнику как членов царской семьи, так и рядовых петербуржцев породило множество различных высказываний и насмешливых стихов. Но пожалуй самой известной стала не вполне приличная эпиграмма А. Рославлева:
"Третья дикая игрушка 
Для российского холопа: 
Был царь-колокол, царь-пушка, 
А теперь ещё царь-..."

Упоминал памятник в своем стихотворении «Три кумира» и В.Я. Брюсов: 
"… на коне тяжелоступном, 
В землю втиснувшем упор копыт, 
В полусне, волненью недоступном, 
Недвижимо, сжав узду, стоит". 

А вот что писал в «Записках старого петербуржца» Л.В. Успенский: «Посреди площади лежал огромный, красного порфира параллелепипед, нечто вроде титанического сундука. И на нём, мрачно проступая сквозь осенний питерский дождь, сквозь такой же питерский знобкий туман, сквозь морозную дымку зимы или её густой, то влажный, то сухой и колючий, снег, упершись рукой в грузную ляжку, пригнув чуть ли не к самым бабкам огромную голову коня-тяжеловоза туго натянутыми поводьями, сидел тучный человек в одежде, похожей на форменную одежду конных городовых; в такой, как у них, круглой барашковой шапке; с такой, как у многих из них, недлинной, мужицкого вида, бородой — «царь-миротворец» Александр Третий».

После революции с постамента была сбита прежняя надпись и вместо нее было высечено четверостишие Демьяна Бедного «Пугало»: 
«Мой сын и мой отец при жизни казнены, 
А я пожал удел посмертного бесславья: 
Торчу здесь пугалом чугунным для страны, 
Навеки сбросившей ярмо самодержавья». 

Памятник Александру III не раз менял свое местоположение. Его то убирали в запасники, то снова выставляли на всеобщее обозрение. Во время Великой Отечественной войны в него попал немецкий артиллерийский снаряд, но он все пережил и сегодня стоит у входа в Мраморный дворец Санкт-Петербурга.

Не менее интересные истории о памятниках Александру III в Москве и Иркутске читайте здесь и здесь.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самый русский пейзажист

30 августа 1860 года родился великий русский художник Исаак Левитан. За 20 лет своего творчества, Левитан создал и сделал для России столько, сколько не удалось сделать всем пейзажистам России вместе взятым. Исаак Левитан — самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. "Золотая осень" Айвазовский, Шишкин, Левитан. Мастера русского пейзажа [Текст] / [авт. разд. : Евстратова Е. Н., Сергиевская Н. И.]. - Москва : Медиа Групп, 2014. - 299, [4] с. : цв. ил.; 26 см.; ISBN 978-5-373-06089-9  Книга рассказывает о жизни и творчестве ярчайших мастеров русского пейзажа - "великого романтика моря" Ивана Айвазовского, воспевшего красоту и мощь морской стихии; "богатыря русского пейзажа" Ивана Шишкина, в своем творчестве сложившего торжественный гимн родной природе; родоначальника "пейзажа-настроения" Исаака Левитана, создавшего самые поэтичные образы русской природ

Ах уж эта Астахова!

Дорогие друзья! Поздравляем вас с Международным Днем поэзии! По традиции в этот день мы знакомим вас с одним из молодых современных российских поэтов, популярных в интернет-пространстве и, увы, мало знакомых широкому кругу любителей стихов. Читайте и наслаждайтесь! ОБ АВТОРЕ Ирина Астахова (творческий псевдоним Ах Астахова) – молодая и популярная в современном литературном сообществе поэтесса из Москвы. Её выступления собирают сотни и тысячи зрителей в концертных залах разных городов России, Украины, Беларуси, а также Франции, Германии, Чехии, Испании и Италии. В 2013-2014 году Ах Астахова дала более 120 концертов в 53х городах и 8 странах, которые посетили более 35 000 человек. Что делает ее одним из самых востребованных публикой поэтом в современном русскоязычном пространстве. Лауреат творческих премий и конкурсов, таких как «Паруса надежды» в номинации «Авторское чтение», «Золотая Горгулья" от клуба «16 тонн» в номинации «Лучший арт проект года» и др.

155 лет автору "Синей птицы"

Морис Метерлинк 29 августа 1862 года родился знаменитый бельгийский писатель и драматург Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк. Будущий литератор родился в бельгийском городе Гент в семье богатого нотариуса. Первая публикация писателя – стихотворение – вышла в 1883 году в журнале "Jeune Belgique". Но заниматься литературой Метерлинк не собирался. В 1885 году он окончил юридический факультет Гентского университета и получил право заниматься адвокатской практикой. Литература была всего лишь увлечением юноши. В 1888 году Метерлинк издал на деньги своих родителей поэтический сборник "Оранжереи", а годом позже вышла его первая пьеса "Принцесса Мален". Огромное влияние на мироощущение писателя оказал символизм. С этим течением Метерлинк познакомился в 1896 году, когда переехал жить во Францию. Именно там он написал свои знаменитые пьесы: "Непрошенная", "Слепые", "Пелеас и Мелисанда" и другие. Героями Метерлинка стали люди,