23 августа 2015 г.

Роман-газета


"Роман-газета" — российский литературный журнал, долгие годы открывающий для читателей двери в современную прозу и поэзию. В былые времена он издавался миллионными тиражами, по нему массовый читатель судил о состоянии отечественной литературы. «Роман-газета» и сегодня старается держать высокую планку и печатать произведения хорошего художественного уровня. Однако об этом мало кому известно. Всем пользователям нашей библиотеки, обладающим тягой к чтению российской прозы и стремлением расширять свои познания в области отечественной литературы, мы предлагаем возродить традицию знакомства с творчеством современных мастеров пера с помощью «Роман-газеты».

2016

№1 Юрий Поляков "Любовь в эпоху перемен"
№2 "Я стану словом..."/ Лауреаты премии "Справедливой России"
№3 Мирослав Бакулин "Петр Иванович"
№4 Людмила Басова "Синие звезды Европы, зеленые звезды Азии"
№5 Борис Морозов "Игра по правилам, без правил"
№6 Максим Замшев "Весенний репортаж"
№7 Виктор Пронин "Затмение. Из хроники "лихих 90-х"
№8 Валентин Осипов "Корифеи"
№9 "Помолись за солдата!"
№10 Александр Кондрашов "Говорит Москва..."
№11 Сергей Мурашев "Ленты Мёбиуса"
№12 Владимир Солоухин "Мать-мачеха"
№13 Александр Купер "Таймери"
№14 Владимир Крупин "Неделя в раю"
№15 Михаил Лобанов "Дух по-прежнему тревожен"
№16 Константин Скворцов "Иное время"
2015

1 Сергей Шаргунов «1993». Часть 1.
2 Сергей Шаргунов «1993». Часть 2.
"1993" - это семейная хроника, переплетенная с историческим расследованием. 1993-й — гражданская война в центре Москвы. Время больших надежд и больших потрясений. Он и она по разные стороны баррикад. История одной семьи вдруг оказывается историей всей страны.
По четырем цифрам в названии несложно догадаться, что роман про 1993 год, о событиях у Белого дома. Но заявить о его политичности было бы неверно. Это "семейно-исторический роман, затрагивающий тему ненависти и любви, некоей идеологической распри внутри одной семьи", как говорит сам автор. Герои - простые провинциальные люди. Муж - электронщик, но работает в аварийной службе. Его супруга трудится там же на телефоне. Но политика вмешивается и в их жизнь, расставляя по разные стороны баррикад. Впервые Сергей Шаргунов пишет не про себя, но, уверяю вас, ему место в этой книге тоже найдется, только время будет уже другое.

3 Евгений Носов «С сединою на висках»
Написать о войне так, чтобы за строками книги не слышны были свист пуль, грохот снарядов, пулеметные очереди, крики боли и отчаяния. 
Написать тихо, но ясно и мощно, написать с неподдельной и неразделенной скорбью, написать всю правду, которой - сам свидетель. Военная проза Евгения Носова, по словам А.Солженицына, "с горькой горечью всколыхивает... то, что больно и сегодня...". 

4 Галина Турчина «На речке Дебре»
Повесть"На речке Дебре" - о судьбе человека, считавшего себя незаменимым. В одночасье всю его жизнь изменила страшная болезнь. Герой неожиданно уезжает туда, где был счастлив в молодости. И появляется надежда выжить… И любовь показала посещение свое.

5 Камиль Зиганшин «Золото Алдана». Часть 1.
6 Камиль Зиганшин «Золото Алдана». Часть 2.
Роман «Золото Алдана» состоит из двух книг: «Скитники» и «Золото Алдана». В первой читатель знакомится с историей жизни староверческой общины, зародившейся в Ветлужских лесах в середине 19 века, одолевшей трудный путь через Сибирь и обосновавшейся в Забайкальском крае, оттесненной затем в глушь Алданского нагорья и там хоронящейся по сию пору.
В книге «Золото Алдана» повествуется о драматических событиях в жизни общины в период с 1935 по 1955 гг., когда ее судьба тесно переплелась с судьбой белогвардейской колонии, образованной уцелевшими участниками якутского похода дружины генерала Пепеляева. 

7 Дети войны
Нина Дандре «Об одном, о двоих, обо всех»
Борис Евсеев «История легкой души»
Виктор Мельников «Жил человек»
Людмила Гребенщикова «Свидание с папой»
Сергей Трахименок «Родная кровинка»

8 Современная российская повесть
Екатерина Полумискова «Кисловодская элегия»
Екатерина Рощина «Пряные ландыши или купание каурого коня»
Андрей Антипин «Дядька»
Юрий Оноприенко «Одинокая сорока»

9 Михаил Попов «Дочь капитана»
Через судьбу Ларочки, главной героини романа предпринят анализ огромного и противоречивого периода недавней истории страны. В романе прослеживаются судьбы героев, их жизни на фоне непростого, многослойного распада Союза. Роман - это история постепенного превращения симпатичной провинциальной отличницы в акулу пера перестроечных времен. Потом она становится думским деятелем нулевых годов. Лариса Конева и ее мужчины: отец-офицер, друзья, любовники, соратники, поэты, художники, депутаты, генералы, миллионеры, фарцовщики, оппозиционеры. Отношения со всеми этими персонажами прямо или опосредованно влияют и "оттачивают" нежную женскую душу.

10 Сергей Есин «Никогда не забыть», «Опись имущества одинокого человека»
Бывает ли человек абсолютно одинок? или даже после ухода любимых его продолжают окружать их общие вещи, полные смыслов и судеб? Проза Сергея Есина, медленная и медитативная, открывает нам мир «говорящих вещей», в каждой из которых, будь то трюмо или старый чемодан, спрятан целый мир…

11 Сергей Алексеев «Сорок уроков русского». Часть 1.
12 Сергей Алексеев «Сорок уроков русского». Часть 2
В древние времена не существовало на земле ни письменности, ни школ, ни университетов, однако люди не были темными глупцами. Напротив, отличались мудростью и такими знаниями о мире и мироздании, что мы до сей поры восхищаемся их просвещенностью. И все потому, что основным образовательным инструментом являлся язык, способный накапливать философскую, историческую, культурологическую информацию и очень легко отдавать ее, почему и был назван Даром Речи.
Подавить божественную природу в человеке возможно лишь единственным способом — отнять Дар Речи, превратить его в сигнальную информационную систему звуков, растворив магическую суть слова. Поэтому в угоду тем или иным идеологическим установкам реформации подлежал в первую очередь язык — главный носитель и хранитель традиционного мировоззрения.
«Сорок уроков русского» — это исследование всего сорока основополагающих, ключевых слов, которые возвращают языку образовательное начало, а человеку — национальное мышление. 


№13 Роман Сенчин "Зона затопления"
В новом романе Сенчина «Зона затопления» жителей старинных сибирских деревень в спешном порядке переселяют в город – на этом месте будет Богучанская ГЭС. Автор не боится параллели с «Прощанием с Матерой», посвящение Валентину Распутину открывает роман. Люди «зоны» – среди них и потомственные крестьяне, и высланные в сталинские времена, обретшие здесь малую родину, – не верят, протестуют, смиряются, бунтуют. Два мира: уходящая под воду Атлантида народной жизни и бездушная машина новой бюрократии…

№14 Вацлав Михальский "Адам - первый человек"
Новая повесть Вацлава Михальского "Адам -первый человек" не похожа на все предыдущие работы автора. Читатели, знакомые с повестями "Балладао старом оружии", "Катенька", "Печка", с романами "Семнадцать левых сапог", "Тайные милости", с эпопеей "Весна в Карфагене", найдут в новой повести много неожиданного, как в стиле и манере изложения, так и в самом материале этой небольшой книги.
Пожалуй, неизменными по отношению к прежним книгам остаются только высокая степень искренности и способность одухотворять героев, присущие письму Вацлава Михальского.

№15 Всеволод Кочетов "Чего же ты хочешь?" Часть 1.
№16 Всеволод Кочетов "Чего же ты хочешь?" Часть 1.
Всеволод Кочетов (1912-1973) видный представитель так называемой "секретарской" литературы. Член Центральной Ревизионной комиссии КПСС. В 1953-1955 - секретарь Ленинградского Союза писателей. В 1955-1959 - главный редактор "Литературной газеты". С 1961 - редактор журнала "Октябрь". Автор романов "Журбины" о трех поколениях рабочей династии (по нему снят фильм "Большая семья", в котором играл Алексей Баталов) и "Секретарь обкома".
Боролся с "Новым миром" Твардовского. Сильно пил и покончил с собой.
"Чего же ты хочешь?" это лебединая песня писателя, чья птичья фамилия вовсе не располагала к жалобным лебединым крикам. Это "наш ответ" всем либералам (из "Нового мира" в особенности), всем славянофилам (из "Молодой гвардии" в частности), всем открытым и тайным диссидентам, всем агентам западных спецслужб и всем оболваненным этими самыми спецслужбами молодым и взрослым товарищам.
"Чего же ты хочешь?" это большевистский вопрос, как бы заданный писателем-коммунистом желторотым юнцам, разевающим клювы на обманки и приманки Запада, который только и думает, как бы ему завалить СССР и раздавить его железной пятой мировой буржуазии. Отвечать на этот вопрос нужно прямо и честно. Не моргая. Глядя в глаза.

2014

1 Святослав Логинов «Свет в окошке»
В своем романе "Свет в окошке" С. Логинов рисует необычный загробный мир, куда попадает после смерти главный герой Илья ИльичВ этом мире правят деньги, количество которых зависит исключительно от памяти, которую оставил после себя усопший в реальном мире. За деньги тут можно все  - стать молодым, обрести могущество или построить свой маленький рай в соответствии со своими представлениями о загробном жизни. Лучше всех живут люди в Цитадели, память о которых навечно остается в истории. Илья Ильич находит на небесах всех своих родных, знакомиться с новыми людьми и как может обустраивает жизни всех дорогих ему людей. Но Илья Ильич понимает, что придет и его время и тогда он исчезнет окончательно.    

2 Проза 20-30-х годов. Катаев И, Баршев Н. Романов П.
Катаев, Баршев, Романов... Три прозаика, вошедшие в большую литературу, как тогда говорилось, в эпоху войн и революций, писали без лукавства, с болью и любовью  к своему многострадальному народу. Яркий публицист, идеалист и романтик Иван Катаев (1902-1938), тонкий психолог и наблюдательный сатирик Николай Баршев (1888-1938), чеховской школы рассказчик Пантелеймон Романов (1884-1938)

3 Дмитрий Ермаков «Тень филина»
В романе Дмитрия Ермакова "Тень филина" показана картина жизни вологодской деревни, а точнее Красного берега с деревенькой Ивановкой, на котором с языческих времен лежал на вершине высокого берега Марьин камень, и села Воздвиженье с церковью, для местных жителей, воплощавшего в себе всё: веру, власть, образование и примеры из городской жизни. Действие в романе начинается во времена первой мировой войны.Мы узнаем о  жизни дворянского рода Зуевых. Многовековой истории крестьянского рода Игнатьевых. Хотя слагается летопись Игнатьевых в основном из судеб мужчин.  Мы узнаем онародных традициях и обрядах, которые показаны в воспоминаниях почти всех героев во все века действия в романа. 

4 Александр Куприн «Голос оттуда»
Впервые в отечественной и зарубежной практике предпринята попытка собрать образцы позднего творчества Александра Ивановича Куприна (1870-1937), разбросанные по страницам русских периодических изданий Нарвы, Ревеля, Риги, Гельсингфорса, Парижа и находящиеся, главным образом, в малодоступных зарубежных хранилищах и российских коллекциях. 

5 Андрей Рубанов «Сажайте, и вырастет». Часть 1.
6 Андрей Рубанов «Сажайте, и вырастет». Часть 2.
Сума и тюрьма - вот две вещи, от которых в России не стоит зарекаться никому. Книга Андрея Рубанова  - именно об этом. Перед арестом у героя романа, которого как и автора зовут Андрей Рубанов,  было все, из тюрьмы он вышел нищим... Мытарства и внутреннее преображение героя в следственном изоляторе "Лефортово" и " Матросской тишине", где в камерах сто тридцать человек спят на вонючих шконках в четыре смены по шесть часов в сутки. Все это описано столь ярко и убедительно, что вызывает невольную дрожь сопереживания. История главного героя вызывает симпатию, во-первых как к сидельцу, во-вторых, как к новому человеку, от которого за три года отслоился алчный Андрюха-банкир.

7 Павел Крусанов «Мертвый язык»
О чем роман Павла Крусанова "Мертвый язык"? О любви и ненависти, тщете желаний, о надежде и осознании ее иллюзорности, о мире, у которого вышел срок годности. Корни героев тоскуют по райской земле, но в действительность катастрофична даже тогда, когда надевают маску благополучия и процветания. Попытки героев вернуть обществу зрелища статус реальности вновь обратить клюквенный сок в горячую кровь, раз за разом терпят поражение. Но не найденный ими "душ Ставрогина", природа которого так до конца и остается не постигнутой, дает им шанс в образе перволюдей вновь обрести эдем. Такая вот довольно запутанная история.

8 Сергей Николаев «Там, под небом чужим»
Как и вся литература о минувшей войне, повесть Сергея Николаева показывает человека, как теперь говорят, в экстремальных ситуациях. А война разнообразна как сама жизнь, где есть свои герои и свои подлецы. Она характерна тем, что ломают ее, эту нечеловеческую трагедию, в основном молодые парнишки. Таковыми в повести Сергея Николаева "Там, под небом чужим..." являются почти все танкисты подразделения, ставшие героями произведения. 

9 Валентин Курбатов «Подорожник»
Десятки встреч автора с прославленными людьми искусства, многих из которых уже нет в живых. И в каждой встрече - знакомый и словно бы незнакомый человек, никому в подобных обстоятельствах не известный.

10 Ольга Кучкина «Ты где?»
Сюжет нового романа Ольги Кучкиной, который представляет нам роман-газета, закручивается туго: один из самых известных в стране писателей приглашен на встречу Первого Лица с интеллигенцией. А распрямиться пружина стремительно и хлестко, больно зацепив и Первое лицо, и самого писателя и его сына, журналиста радиостанции "Ухо молвы"... Узнаваемо все: литературная тусовка, общественные нравы, сведения властью счетов со своими противниками. Не думайте, что перед вами политическая сатира, это жизнь: человеческая история, любовь, обманы, измены, предательства - в жанре семейного романа.  

11 Валентин Иванов «Желтый металл»
Известность Валентину Иванову принесли исторические романы "Русь изначальная" (1966),"Повести древних лет" (1955) и "Русь Великая" (1967). 
А вот детективный роман "Желтый песок"  посвященный нелегальной добыче, скупке и перепродаже золота, вызвал скандал в партийном руководстве и был изъят из продажи и библиотек, по официальной формулировке "за хулиганские выпады в адрес грузин и других советских народов"  а возможно из-за слишком подробных описаний функционирования советской "теневой экономики". Такое знание не случайно, Иванов более 30 лет проработал в союзных ведомствах ревизором, плановиком, начальником производственно-планового отдела, так что представлял реальную экономику изнутри.

12 Валерий Рокотов «Корона шута»
"Корона шута" - творение трагикомическое, где комическое заметно преобладает. Критики назвали книгу "провокационной и яркой" и выдвинули на литературную премию "Букер" как одно из самых веселых произведений последних лет. Ее героя можно назвать забавным гибридом бравого солдата Швейка и Карлсона, который живет на крыше. Он многих удивит, этот диковинный персонаж, поставивший перед собой Великую Цель - разогнать тоску, которая веками владеет миром.

13 Владимир Еременко «Носители разума»
Сборник рассказов.

14 Георгий Пряхин «Интернат»
Эта повесть автобиографична. В ней автор пишет о том, что было в действительности, что испытано, пережито, прочувствовано им самим. Эта повесть посвящена детворе послевоенных лет. В повести показывается сколько жизненных драматических ситуаций, как много нестандартных правдивых характеров.Когда она вышла отдельной книжкой, она была признана лучшей книгой молодого автора за год.

15 Мы вернулись домой. Проза писателей Крыма

16 Борис Агеев «Душа населения»
Повесть курянина Бориса Агеева «Душа населения» – образец тончайшего письма христианской прозы. Он выводит перед нами человека мощного, с достоинством. Чтобы сохранить это достоинство, ему не нужны ни роскошь, ни блестящее место в жизни. Герой живет по необходимости. Это очень важно сегодня, когда всем предлагают жить по прихоти, по инстинкту. Агеев продолжает традиции деревенской прозы, но есть и новизна – в повести рядом с человеком из народа выведены интеллигенты: писатель и ученый. Их взаимопонимание, любовь друг к другу совершенно очевидны. 

17 Виктор Пронин «Падай, ты убит». Часть 1.
18 Виктор Пронин «Падай, ты убит». Часть 2.
Человек написал донос на своего товарища. Другой написал на конверте адрес очень грозной и всемогущей конторы. Третий вложил донос в конверт и опустил письмо в почтовый ящик. И жизнь четвертого человека оказалась сломана. Прошли годы, и наступил час, когда надо платить по счетам. Ведь ничего случайного в нашей жизни не бывает: тайное становится явным, тьма сменяется светом, а ружье, висящее на стене, в конце концов стреляет…

19 Александр Трапезников «Слагатели слов среди деревьев»
В новом номере роман- газеты представлен новый роман Александра Трапезникова "Слагатели слов среди деревьев" - это психологический детектив, связанный с писательским сообществом. В Дом творчества "Шмалеевка" приезжает большая группа литераторов. В романе выражены взгляды писателя и на творчество вообще и на состояние современного общества.

20 Александр Проханов «Время золотое»
В своем номере роман - газета предсталяет роман Александра Проханова "Время золотое" - он посвящен всем болотным делам. Роман рассказывает о недавних событиях, которые сотрясали основы государства российского: О Болотной площади, о толпах, движущихся на Кремль, о трагической схватке, в которой могли погибнуть миллионы людей. Это роман о героях Болотной, о лидере. Но не следует искать среди героев прямых прототипов. В книге все правдиво и условно, правдоподобно и вымышлено одновременно. Здесь ничего не стоит упрощать и воспринимать напрямую, хотя все вызывает неизбежные аналогии.

21 Современная российская проза
В новом номере журнала представлены авторы современной  российской прозы - Сергей Козлов, Евгений Шишкин и Павел Парамонов. 

22 Георгий Гребенщиков «В горных далях»
Первый литературный опыт Гребенщикова относится к 1904-1905гг. В "Семипалатинском листке", взяв псевдоним "Крестьянин Г", он публикует первые печатные произведения: очерки, стихи, рассказы. В апреле 1906г. была напечатана первая книга Гребенщикова "Отголоски сибирских окраин". Крупнейшим событием в биографии Гребенщикова были его поездки в 1910-1911 годах на Алтай с целью бытовых и этнографических наблюдений. В 1916-1917 годах были опубликованы более двадцати очерков о напряженной борьбе за спасение человеческих жизней и о начале Гражданской войны. Оказавшись в мае 1918 года в Одессе, а затем в Ялте, Гребенщиков печатается почти во всех крымских газетах, выступает на литературных вечерах с чтением своих произведений. В августе 1920 года отплывает из Севастополя в столицу Турции, а в начале 1921 года прибывает во Францию. Последний, самый длительный и творческий плодотворный период Гребенщикова - сорок лет, которые он прожил в Америке. Гребенщиков до конца дней надеялся на то, что его книги будут прочитаны на Родине. В письме к К. М. Симонову  в 1946 году он писал: "... я признан почти всюду, но совершенно неизвестен на Родине только потому, что попал в волну выплеснувшую меня за рубежи". Ощущение тесной связи с родиной, интерес к русской культуре никогда не покидали писателя. Он глубокий, тонкий психолог и в то же время певец алтайской природы, непревзойденный пейзажист. Вспомним слова Ф. Шаляпина: "Когда я читал "Чураевых", я гордился, что я русский, и сожалел, что не сибиряк"

23 Борис Евсеев «Русское каприччо»
Рассказы Бориса Евсеева - неповторимое явление в нынешней русской прозе. В них есть все, что делает литературу по настоящему художественной и интересной: динамический сюжет, прочная документальная основа, глубинное проникновение в суть характеров. Великолепие и нищета современной России, философы из народа и трепетные бандиты, владельцы магазинов, чудаковатые подмосковные жители - вот герои, создающие новую среду в "русских каприччо". Борис Евсеев: «Человек пригорода исследован очень мало. Что мы знаем о нем? И у нас, и за рубежом много писали о деревенских и городских, а вот о пригородных как-то позабыли. А между тем люди пригорода - это целая Вселенная. Это несхожие с городскими и деревенскими понятия и мысли, это иной образ жизни. Это, наконец, питательная среда для самого гибельного варианта ближайших российских событий: для ползучей революции. Жизнь между двух стульев сделала человека пригорода несчастным и опасным. В то же время  и художественно, и житейски - это новый тип. Как пройти мимо такого?»

24 Вера Галактионова «На острове Буяне»
В романе Веры Галактионовой рассказывается о селе Буян которое располагалось на недосягаемом острове, о чем говорило местное предание. Но теперь это берег таежной реки, диковинная глухомань, в которую не заманишь благоразумных людей, - там "птицы без голоса, цветы без запаха, женщины без сердца". Неприветливое село крепко ограждено от внешнего мира - хозяйским древним укладом и строгими заветами старины. И только нечаянное появление в селе городского проходимца вносит разнобой в устоявшийся быт. Разбойничья народная вольница и жертвенность, угрюмый провинциальный навык уклонения от новшеств и склонность к самодурству - все эти противоречия русской жизни сплетаются в тугой узел трагедии здесь, где сообща, на свой лад, решают, как уберечь село от участи Кондопоги и Сагры. И только близость природного человека к чуду выводит действие романа из череды страшных событий у свету.

Комментариев нет:

Отправить комментарий