К основному контенту

От "чертова яблока" до "второго хлеба"

26 августа 1770 года ровно 245 лет назад русский ученый-агроном Андрей Болотов опубликовал в России первую научную статью на тему разведения картофеля - «Примечания о картофеле».

Эта дата - хороший повод вспомнить и о самом Андрее Тимофеевиче и об истории приживания чужеземного корнеплода на российской почве.


15 июня 1757 года русские солдаты увидели на прусской земле диковинку - кудрявое растение, прятавшее свои плоды в земле. То был картофель. Лишь один человек - капитан - оценил тогда заокеанский плод по достоинству. Этого офицера вскоре из Пруссии перевели в Петербург. Там 24-х летний флигель - адъютант участвует в пышных развлечениях придворной знати, обедает и ужинает у придворных вельмож, где во главе стола нередко сидит сам царь.
В 1770 году появляется статья нашего офицера "Примечание о картофеле". Через 10 лет - "О картофеле", три года спустя - "Об употреблении картофеля". В ту пору врачи считали картофель вредным для здоровья. Агрономы считали, что он истощает почву. Церковники, предавая анафеме, окрестили его "чертовым яблоком". Сказать о картофеле доброе слово, да еще в печати, было весьма рискованно. И все-таки наш офицер неустанно и все с большей настойчивостью рекомендует соотечественникам новый плод. В 1787 году он публикует о картофеле сразу 9 статей, в которых не только излагает собственный опыт выращивания диковин, но дает практические советы по употреблению картофеля. Помнится, когда в годы Великой Отечественной войны сажали не целый клубни, а только верхушки, мы приняли такой прием за новинку. А новинка эта была с бородой в 170 лет длины. Автор статей о картофеле установил, что побеги развиваются только из 2-3 глазков, остальные пропадают зря. Тогда он попробовал разрезать клубни - получилось. Энтузиаст разведения нового растения получил в 30 раз больше урожай (чем сажал) даже в самые худые годы. Россиянин не только перенял приемы немцев, имевших к тому времени десятилетний опыт возделывания заокеанского плода, но и усовершенствовал его. В Германии сажали мелкий картофель. "Сему примеру следовал и я несколько лет, сажая сей картофель, - писал наш соотечественник, - Однако ныне подозреваю, что сей мелкий не так хорош, как резаный крупный и мнение свое осную на следующем обстоятельстве. Сии яблоки зарождаются ни в одно время, а одно после другого, и первые вырастают крупными, а другие остаются малы, следовательно, сии не так хорошо вызревают, как первые. А так всякое семя чем совершеннее и зрелее само собой, тем и лучший плод приносят, то, кажется и о картофеле заключить можно".
О картофеле он писал так убедительно, что в конце концов добился народного распространения "чертова яблока". И как же сегодня не помянуть добрым словом нашего капитана, коему мы обязаны своим вторым хлебом. Тем более, что труды о картофеле лишь малая толика его наследства, оставленного нам, его потомкам. Им опубликовано более 400 научных трудов. Всего же этот человек - переживший восемь царствований от императрицы Анны до императора Николая I - написал 350 томов опубликованных и неопубликованных сочинений. Речь идет об Андрее Тимофеевиче Болотове.
Годы, в которые дворяниновский затворник увлекся картофелем, были нехлебородными во многих местах. Особенно на Карельском перешейке, где население голодало. В рапорте в Сенат медицинская комиссия писала: "Лучший способ избежать бедствия в распрострарении тех земляных яблок, кои в Англии называют "потетес". Сенат издал указ о разведении "потетеса". Но все, что насаждалось сверху, из-под палки, крестьяне воспринимали с опаской, враждебно.
На полвека раньше Петр 1, впервые отведавший подземный плод в Голландии, отправил целый мешок его с обозом через Архангельск и Новгород в Москву с приказом графу Шереметьеву разослать во все места "для развода". Однако уцелело несколько штук, да и те попали на цветочные клумбы.
Много позже, в мае 1842 года, правительственный циркуляр, предписывавший приступить к разведению этого плода и вовсе вызвал бунт. Вслед за удельными крестьянами Нечкинского приказа Сарапулъского уезда Вятской губернии взбунтовались Владимирская, Пермская, Оренбургская, Тобольская, Казанская и Саратовская губернии, а потом еще II губерний Центральной России, Урала, Севера.
Другое дело - Болотовские статьи. Написанные с покоряющей убежденностью, превосходно аргументированные, они одни способствовали распространению на Руси новой культуры, способствовали еще и потому, что названные Болотовым приемы оказались самыми эффективными.
Опытник пренебрег официальным названием нового плода, заменив несозвучное название русскому слуху слова "потетес" другим, уходящим корнями в глубь времени.
...Тринадцатилетний Педре, воспользовавшись суматохой в Севильском порту, проскользнул под носом у вахтенных и скрылся в трюме, одного из парусников. Добравшись до далекой страны Перу, испанский мальчик и увидел "папу" - так местные индейцы называли невиданный доныне европейцами подземный плод.
Через 29 лет, в 1553 году в Севилье вышла книга Педро Сиева де Леона " Хроника Перу". "Папа" - отмечал автор, - это особый плод, род земляных орехов. Будучи свареными они становятся мягкими, как печеный каштан, при этом они покрыты кожурой не толще кожуры трюфеля.
Когда орехи завезли в Италию им дали название "перуанский земляной орех", потом "тартуффоли" - трюфели.
Болотов знал немецкий вариант, составленный из двух слов -
-"крафт" - сила и "тойфель" - дьявол, то есть дьявольская сила. И он избрал лучшее созвучие - "картофель".
Номер "Трудов" Вольного экономического общества за 1770 год по справедливости должен быть выставлен во всех музеях страны. В нем - первая в России, научная статья "Примечания о картофеле", принадлежащая Болотову. Запомним эту историческую дату - 1770 год.
Андрей Тимофеевич не оставлял опытов с картофелем, со "вторым хлебом". 0б этом свидетельствуют его статьи "О картофеле", "Об употреблении картофеля". А в 1787 году появляется 9 статей, которые не только содержат рекомендации по выращиванию картофеля, но и учат, как употреблять его в пищу, как делать из него крахмал. Запомните и эту дату - 1787 год.
Именно тогда французский естествоиспытатель и аптекарь королевского двора Антуан Огуст Пармантье посадил под Парижем картофель. Как и Болотов - Пармантье участвовал в семилетней войне, но сразу же попал к немцам в плен. Вернувшись на родину он устроил обед, все блюда которого били приготовлены из картофеля. Их отведали крупнейшие ученые - агрономы и даже сам знаменитый физик Лавуазье.
Но расчеты аптекаря не оправдались. Гости остались при своем
мнении. Агрономы считали, что картофель истощает, портит землю. Врачи твердили, что он ядовит и вызывает многие болезни. Большая энциклопедия издаваемая учеными Франции, утверждала: картофель - грубая пища, даже для нетребовательных желудков.
Тогда Пормантье прибег к хитрости. Приглашенный королем на бал он явился во дворец с огромным букетом цветов картофеля, надеясь таким способом склонить Людовика ХVI издать декрет о распространении нового растения. Действительно, небывалый букет приобрел широкую популярность. Картофель стали сажать во всей Франции... на клумбах! На Монмартре орегинальные цветы стали продавать вместе с фиалками.
Крестьяне ни за что не хотели разводить ненавистные земляные яблоки, которые церковники окрестили нечистым плодом подземного ада. Тогда Пормантье решил воздействовать на психологию крестьянина - собственника. Поле под Парижем охраняла рота выпрошенных у короля солдат. Соседи насторожились: видно этот Пормантье посадил что-то очень ценное. И под покровом ночи, когда охрана снималась, они, воровски озираясь, выкапывали клубни и сажали их на своих огородах. Они не догадывались, что хитрый аптекарь только того и добивался. Франция была завоевана. Народы свято чтут память о тех, кто дал им "второй хлеб".
В городе Оффенбурге (Бавария) стоит импровизированная фигура Дрейка. Один из двенадцати сыновей безвестного крестьянина - бедняка, Франсис Дрейк (1540-1596г.г.) мальчиком поступил на службу к одному судовладельцу. Закаленный морем, Дрейк пересекает Атлантический океан, совершает набеги на испанские колонии в Вест - Индии, грабит испанские суда сначала для себя, а затем для королевы английской - Елизаветы. А в промежутке между своими приключениями, веселый, озорной Френсис, командуя Английским флотом, одерживает историческую победу над "непобедимой армадой" - хорошо снаряженным флотом Испании. Однако не этому событию посвящен Оффенбургский памятник. Дрейк изображен с цветком картофеля в руках. Немцы считают, что он первым привез в Европу новый плод, ради этого ему и простили его пиратство. Надписи на памятнике гласят: "Миллионы людей, обрабатывающих землю, благославляют его бессмертную память", "ценный дар спасает бедных от голода и облегчает их горькую нужду".
Благодарные французы воздвигли Антуану Порманвье два памятника - под Парижем,где он посадил картофель и на рыночной площади его родного города Мондидье. "Благодетелю человечества" - высечено на одной стороне этого монумента, а на другой - слова, сказанные аптекарю Людовиком XVI: "Поверьте мне, настанет время, когда Франция поблагодарит Вас за то, что вы дали хлеб голодающему человечеству". А ведь знаменитая Болотовская статья была опубликована в 1770 году, за 17 лет до того, как Пормантье занялся земляными яблоками.
Посадил же Андрей Тимофеевич картофель еще раньше - в 1763 году. Но "просвещенная монархиня" Екатериан - II памятников ему не поставила, ни одного.
Упорно пропагандируя картофель, Болотов утверждал, что "он зело полезен для здоровья". И не ошибался. На счету полезного плода немало спасенных жизней. Вспомним хотя бы случай, написанный Джеком Лондоном в повести "Смок и малыш", "Смок" (который нераздумывая отдал целый мешок драгоценного золотоносного песка за один единственный плод картофеля) - не стал дожидаться утра. Они с малышом боялись, что два самых тяжелых пациента могут умереть в любую минуту, и тот час отправились в хижину. Они несли в чашке тысячедолларовую картофелину, истертую, размятую, вместе с шелухой и приставшими к ней песчинками. И эту черную кашицу они по несколько капель за раз вливали в черные дыры, некогда бывшие человеческими ртами. Всю долгую ночь они давали больным картофельный сок, втирая его в распухшие десна, в которых шатались, постукивая, зубы, и заставляли несчастных глотать каждую каплю живительного эликсира. Назавтра к вечеру в состоянии обоих пациентов произошла чудесная, невероятная перемена. Они уже не были самыми тяжелыми больными в лагере. Через сорок часов, когда была выпита последняя капля картофельного сока, оба они оказались вне опасности.
Картофель спас золотоискателей, заболевших цингой, потому что в нем особенно много витамина С. Кроме того - витамины B1, B2, В6, РР, каротин, да еще белки, углеводы, кальций, фосфор, железо, натрий, хлор, минеральные соли, набор микроэлементов. Калия картофель содержит больше, чем овощи и фрукты.
Как свидетельствуют обследования, проведенные международной ассоциацией здравоохранения, жители новой Гвинеи употребляют в пищу много картофеля, они не только не полнеют, но и не знают, что такое гипертония, сердечно - сосудистые заболевания, диабет. Известен рецепт известный при язве желудка и двенадцатиперстной кишки: сырой картофельный сок. Недаром же врачи рекомендуют употреблять в пищу картофель каждый день.
Сам Болотов применял сок сырого картофеля при ожогах, кормил им детей, страдающих золотухой и рахитом. Не ошибся первооткрыватель и предсказывая неограниченные возможности повышения урожая картофеля. Так, тракторист южно-сахалинского совхоза "Ударный" Петр Молотков решил, что наткнулся на булыжник и остановил агрегат. Оказалось - это ни много, ни мало картофельный клубень весом 3 кг 200 гр. Под Ленинаканом вес картофелины достиг 2 кг 500 гр. Кстати, ленинаканские картофелеводы собирают самые высокие урожаи - 400 Ц с га. Болотов же в самые лучшие годы получал урожай 900 Ц с га. Этот рекорд был побит лишь однажды, на житомирщине собрали 1280 Ц. В Румынии картофель продают поштучно. Такие клубни, примерно с килограмм каждый, выращивают кооператоры коммуны "Джиров".
Таков, этот ботанический шедевр, главнейший, доступнейший, любимейший продукт. Из него готовят сотню разнообразных блюд. Лидер планеты по урожайности. Посевы картофеля в нашей стране на севере заходят за полярный круг, на востоке дотянулись до Сахалина. Тем более, мы должны быть благодарны Болотову, положившему начало массовому распространению на Руси второго хлеба.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самый русский пейзажист

30 августа 1860 года родился великий русский художник Исаак Левитан. За 20 лет своего творчества, Левитан создал и сделал для России столько, сколько не удалось сделать всем пейзажистам России вместе взятым. Исаак Левитан — самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. "Золотая осень" Айвазовский, Шишкин, Левитан. Мастера русского пейзажа [Текст] / [авт. разд. : Евстратова Е. Н., Сергиевская Н. И.]. - Москва : Медиа Групп, 2014. - 299, [4] с. : цв. ил.; 26 см.; ISBN 978-5-373-06089-9  Книга рассказывает о жизни и творчестве ярчайших мастеров русского пейзажа - "великого романтика моря" Ивана Айвазовского, воспевшего красоту и мощь морской стихии; "богатыря русского пейзажа" Ивана Шишкина, в своем творчестве сложившего торжественный гимн родной природе; родоначальника "пейзажа-настроения" Исаака Левитана, создавшего самые поэтичные образы русской природ

155 лет автору "Синей птицы"

Морис Метерлинк 29 августа 1862 года родился знаменитый бельгийский писатель и драматург Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк. Будущий литератор родился в бельгийском городе Гент в семье богатого нотариуса. Первая публикация писателя – стихотворение – вышла в 1883 году в журнале "Jeune Belgique". Но заниматься литературой Метерлинк не собирался. В 1885 году он окончил юридический факультет Гентского университета и получил право заниматься адвокатской практикой. Литература была всего лишь увлечением юноши. В 1888 году Метерлинк издал на деньги своих родителей поэтический сборник "Оранжереи", а годом позже вышла его первая пьеса "Принцесса Мален". Огромное влияние на мироощущение писателя оказал символизм. С этим течением Метерлинк познакомился в 1896 году, когда переехал жить во Францию. Именно там он написал свои знаменитые пьесы: "Непрошенная", "Слепые", "Пелеас и Мелисанда" и другие. Героями Метерлинка стали люди,

Ах уж эта Астахова!

Дорогие друзья! Поздравляем вас с Международным Днем поэзии! По традиции в этот день мы знакомим вас с одним из молодых современных российских поэтов, популярных в интернет-пространстве и, увы, мало знакомых широкому кругу любителей стихов. Читайте и наслаждайтесь! ОБ АВТОРЕ Ирина Астахова (творческий псевдоним Ах Астахова) – молодая и популярная в современном литературном сообществе поэтесса из Москвы. Её выступления собирают сотни и тысячи зрителей в концертных залах разных городов России, Украины, Беларуси, а также Франции, Германии, Чехии, Испании и Италии. В 2013-2014 году Ах Астахова дала более 120 концертов в 53х городах и 8 странах, которые посетили более 35 000 человек. Что делает ее одним из самых востребованных публикой поэтом в современном русскоязычном пространстве. Лауреат творческих премий и конкурсов, таких как «Паруса надежды» в номинации «Авторское чтение», «Золотая Горгулья" от клуба «16 тонн» в номинации «Лучший арт проект года» и др.