К основному контенту

Книжная новинка: "Вишневое лето"

Бартш, Карина.
Вишневое лето [Текст] : [16+] / Карина Бартш ; [пер. с нем. К. Фукс]. - Москва : АСТ, печ. 2016. - 414, [1] с.; 21 см. - (Виноваты звезды).; ISBN 978-5-17-095606-7 
Юрий Коваль обронил в финале рассказа «Ворона»: «Вот все-таки какая глупая бывает на свете любовь!» Читая «Вишневое лето», поначалу думаешь: какая же глупая бывает на свете любовь! А ближе к концу: какая же трудная бывает любовь на свете! И какая же целомудренная, глубокая и трогательная… Среди моря отечественных и переводных произведений о любовных перипетиях повесть немки Карины Бартш неожиданно выделяется «лица необщим выраженьем». Хотя, кажется, сюжет не оригинален. Главная героиня Эмили с детства тайно и трепетно влюблена в брата своей лучшей подруги Элиаса. Однажды Элиас прилюдно ее оскорбляет. С тех пор они не виделись несколько лет, но глубокая обида не изжита. Любовь к Элиасу Эмили сравнивает с «прогулкой в ад», воспоминания об этом наложили отпечаток на всю ее последующую жизнь. Из маленького городка она уезжает учиться в берлинский университет, учится добросовестно, подрабатывает официанткой в баре (родители ее небогаты). Эмили – человек серьезный, думающий. Она вовсе не «ботаник» – самоиронична и умна. Страдая от своей неуклюжести, остроумно над собой подшучивает. «Когда людям раздавали женственность, я встала не в ту очередь и вместо нее получила неловкость. И теперь приходится довольствоваться тем, что есть».
Она не пытается привлечь внимание представителей противоположного пола. «По моему мнению, одежда нужна, чтобы не бегать по улице голышом…Вопросы типа “Подходят ли эти туфли по цвету к моей помаде?” никогда меня не занимали…» Но именно этой своей цельностью и естественностью она и притягивает людей. Встреча после нескольких лет разлуки с подругой и ее братом становится серьезным испытанием для девушки. Элиас красив, умен, успешен, окружен толпой поклонниц. Он с ходу начинает изводить Эмили утонченными язвительными насмешками. Она не остается в долгу, и их общение превращается в бесконечный поединок. Реплики, которыми обмениваются Эмили и Элиас, разяще беспощадны. Это обмен ударами, причем обе стороны, стараясь уязвить друг друга побольнее, бьют ниже пояса. И хотя содержание этих реплик тоже «ниже пояса», это не выглядит скабрезно. Читатель всем сердцем ощущает отчаяние и беспомощную злость Эмили и все больше сочувствует героям, проникаясь симпатией и к Элиасу, провокационное поведение которого – вовсе не проявление дурного характера, все гораздо серьезнее… В общем, классическое «от любви до ненависти один шаг» в этой книге описано иронично, элегантно и с любовью к героям. Есть в ней что-то в ней живое, теплое, настоящее. Отношения – достоверны, психологически точны, мотивировки – убедительны. Язык – ясный, выразительный. Разве не знаком вам такой, например, телефонный разговор между выросшей дочерью, живущей самостоятельно в столице, и мамой из провинциального городка? «Я откинула голову и закрыла глаза рукой, пока она забрасывала меня вопросами. – Да, я в порядке. – Да, у нас тоже очень жарко. – Хм. – Нет, мама. – Точно нет. – Нет. – Да. – Нет! – Ты с ума сошла? Всем преподавателям больше пятидесяти! – Нет, у меня совершенно точно никого нет. – Да, я абсолютно уверена, никого. – Мама, – я с трудом смогла вставить слово. – Хватит уже обсуждать моего несуществующего парня! – Нет, у меня с этим нет никаких проблем, это у тебя проблемы! – Мама, хватит, ты сводишь меня с ума! – Мне совершенно все равно, чью мать ты встретила, когда вы пекли благотворительные пироги для жителей Африки! – Да… я знаю… В университете все чудесно. – Нет, мне не нужны деньги. Как дела у папы? – Все ясно, – я заулыбалась. – Передавай ему привет. – Мама, не обижайся, но я сегодня еще собиралась на пробежку. Да, я собираюсь бегать. Нет, это не так называется! Нет, я не буду спотыкаться. Хорошо, целую, потом еще поговорим. Да… пока. Нет, на пробежке я ни с кем не познакомлюсь! Да, я знаю. Пока!»
Хотя герои повести – студенты, она будет интересна и подросткам. Если отбросить специфические студенческие проблемы («прелести» общежития, загруз в учебе и необходимость подрабатывать), все остальные вопросы, поднятые в книге, – универсально молодежные. Поиски ответа на вопрос «кто я и для чего живу», проверка на прочность детской дружбы и расширение коммуникационного круга, мужество не быть «как все», а главное – стремление найти свою любовь и понять, чем отличается влюбленность от подлинной любви. Речь в повести идет о здоровых ценностях. Например, характеризуя нового знакомого, Эмили с неодобрением думает о его «капиталистических идеалах»: «В конце концов, все лучшее в этой жизни нельзя купить за деньги». Размышляя о природе любви, герой говорит: «Термин “любовь” не стоит сводить только к романтическим отношениям между мужчиной и женщиной, потому что чувства, которые люди испытывают к друзьям и семье, – это тоже любовь. С тем отличием, что с друзьями и семьей люди не занимаются сексом. По крайней мере, нормальные люди».
Как ни странно, несмотря на бесконечное муссирование постельной темы (Эмили, отбиваясь от ернического ухаживания Элиаса, уверена, что его цель – «затащить ее в постель»), книга целомудренна. Но закон есть закон: в ней есть и разухабистые выражения, и упоминание о наркотиках (герои «балуются» наркотическим коктейлем). Так что это хорошая и нужная книга, которая будет интересна не только ровесникам героев, студентам, но и подросткам. И прежде чем давать ее подросткам, пусть родители сами ее почитают. Им, я уверена, она точно понравится. «Многие всю жизнь ищут человека, который дополнит их, станет с ними одним целым. Но легче найти иголку в стоге сена, чем свою половинку, поэтому многие пытаются довольствоваться малым и со временем убеждают себя, что этого не может быть, что такие глубокие чувства просто не существуют». Читая эту книгу, веришь, что – существуют.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Самый русский пейзажист

30 августа 1860 года родился великий русский художник Исаак Левитан. За 20 лет своего творчества, Левитан создал и сделал для России столько, сколько не удалось сделать всем пейзажистам России вместе взятым. Исаак Левитан — самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. "Золотая осень" Айвазовский, Шишкин, Левитан. Мастера русского пейзажа [Текст] / [авт. разд. : Евстратова Е. Н., Сергиевская Н. И.]. - Москва : Медиа Групп, 2014. - 299, [4] с. : цв. ил.; 26 см.; ISBN 978-5-373-06089-9  Книга рассказывает о жизни и творчестве ярчайших мастеров русского пейзажа - "великого романтика моря" Ивана Айвазовского, воспевшего красоту и мощь морской стихии; "богатыря русского пейзажа" Ивана Шишкина, в своем творчестве сложившего торжественный гимн родной природе; родоначальника "пейзажа-настроения" Исаака Левитана, создавшего самые поэтичные образы русской природ

155 лет автору "Синей птицы"

Морис Метерлинк 29 августа 1862 года родился знаменитый бельгийский писатель и драматург Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк. Будущий литератор родился в бельгийском городе Гент в семье богатого нотариуса. Первая публикация писателя – стихотворение – вышла в 1883 году в журнале "Jeune Belgique". Но заниматься литературой Метерлинк не собирался. В 1885 году он окончил юридический факультет Гентского университета и получил право заниматься адвокатской практикой. Литература была всего лишь увлечением юноши. В 1888 году Метерлинк издал на деньги своих родителей поэтический сборник "Оранжереи", а годом позже вышла его первая пьеса "Принцесса Мален". Огромное влияние на мироощущение писателя оказал символизм. С этим течением Метерлинк познакомился в 1896 году, когда переехал жить во Францию. Именно там он написал свои знаменитые пьесы: "Непрошенная", "Слепые", "Пелеас и Мелисанда" и другие. Героями Метерлинка стали люди,

Ах уж эта Астахова!

Дорогие друзья! Поздравляем вас с Международным Днем поэзии! По традиции в этот день мы знакомим вас с одним из молодых современных российских поэтов, популярных в интернет-пространстве и, увы, мало знакомых широкому кругу любителей стихов. Читайте и наслаждайтесь! ОБ АВТОРЕ Ирина Астахова (творческий псевдоним Ах Астахова) – молодая и популярная в современном литературном сообществе поэтесса из Москвы. Её выступления собирают сотни и тысячи зрителей в концертных залах разных городов России, Украины, Беларуси, а также Франции, Германии, Чехии, Испании и Италии. В 2013-2014 году Ах Астахова дала более 120 концертов в 53х городах и 8 странах, которые посетили более 35 000 человек. Что делает ее одним из самых востребованных публикой поэтом в современном русскоязычном пространстве. Лауреат творческих премий и конкурсов, таких как «Паруса надежды» в номинации «Авторское чтение», «Золотая Горгулья" от клуба «16 тонн» в номинации «Лучший арт проект года» и др.